Популярные сообщения

воскресенье, 21 января 2018 г.

Контемпорари-арт: any emotions?

В дождливый день в Базеле, в галерее-переходе Кунстмузеума мы остановились у сего предмета искусства. 



Вежливая дежурная попросила не наступать на музейный экспонат, хотя мы уже прочли табличку и вовсе не собирались нарушать грандиозный замысел творца! 
Я вдруг сообразила, что ни в одном из предыдущих залов не было смотрителей. Ни у полотен Гольбейнов, составляющих основу музея и ядро частной коллекции Иоганна Амербаха, который дружил с Эразмом Роттердамским и Гансом Гольбейном Младшим,

click on a picture for a closer view



ни у дивных портретов Лукаса Кранаха Старшего (каждый, словно судьба, запечатленная на холсте!)





ни около Ван Гога или Шагала не стояло служителей в форме. (Кстати, вглядитесь в "Облако" Марка Шагала. Оно напомнило мне плафон Опера Гарнье, похоже?)





Случайность? Или, напротив, необходимость необходимость пояснять, указывать на современное искусство, дабы посетители музея не пропустили сии шедевры?   
В залы контемпорари арт зазывают броские надписи и картонные фигуры. Между прочим, фраза, заплетенная в спираль, о том, что настоящий художник помогает миру раскрывать мистические истины, сама представляет арт объект, не проходите мимо!



Эти "мистические истины" зачастую сопровождаются пространными комментариями, которые, по мнению составителей, делают творения внятными и удобоваримыми для публики.



Так, выставка под названием "Желтое существо" в Художественном музее Люцерна посвящена утрате гендерных стереотипов и стирающейся границе между живыми существами на нашей планете: человеком, животными, растениями*. Насколько экспонаты выражают посыл кураторов экспозиции, судите сами:










Может, скажете, сложно воспринимать без названий? Пожалуйста, "Капсулы времени": 



Стало понятнее? А если сам художник не знает, как назвать свое творение, может, вы ему поможете?



По утверждению Бернарда Шоу, зеркало отражает наше лицо, а искусство – нашу душу. 


Уверена, что он говорил о классическом искусстве, о нашей способности постигать его и наслаждаться им. Конечно, в качестве контраргумента можно привести идею самоценности искусства. Упомянуть, что творчество отражает диалог с окружающим миром, а художник воплощает в предмете искусства свой взгляд на мир. Но все подобные аргументы отступают перед понятием Прекрасного – незыблемым началом Искусства! Перед эмоцией, которая заставляет сердце биться чаще при виде Прекрасного Творения Искусства.

The Holly Family
Luca Signorelli
Uffizi Gallery, Florence, Italy

Перефразируя Бернарда Шоу, контепорари арт отражает душу его автора. Но вот вопрос: испытывает ли мир потребность в таком выражении? Интересно ли это миру? Лично я, желая прикоснуться к высокому, иду в Эрмитаж, Уффици, Прадо, что, кстати, возможно прямо из дома, благодаря проекту Google Art. А вы?

* Подробнее о выставке "Yellow Creature"

1 комментарий: