Популярные сообщения

суббота, 11 ноября 2017 г.

Беспроигрышный блокбастер?

Фильм “Убийство в Восточном экспрессе”, только что вышедший в российский прокат, обречен стать блокбастером. И основной причиной, думаю, является даже не экранизация знаменитого романа Агаты Кристи, выполненная титулованным Кеннетом Браной, а каскад звезд первой величины. Причем подобранный с прицелом на разновозрастную аудиторию: Джуди Денч, Мишель Пфайффер, Пенелопа Крус, Дерек Джейкоби… Не имена, а яркие вспышки на кинонебосклоне! Дейзи Ридли, проснувшаяся знаменитой после “Звездных войн”, привлечет поколение Apple, ну а всенародный любимчик Джек Воробей, очевидно, призван в качестве вишенки на торте.


Но, если Денч предсказуемо предстает в роли княгини Драгомировой, то Джонни Депп выступает в совершенно неожиданном амплуа. Выбор его на роль Рэтчетта становится первым в ряду многочисленных сюрпризов этой экранизации.

Главным сюрпризом являются существенные отступления от текста. Дело в том, что “Убийство в Восточном экспрессе” – это лучший детективный роман, когда-либо написанный. Сюжет совершенный, в котором ничего не надо менять! Кристи использует здесь свои фирменные атрибуты, собирая немногочисленных героев в замкнутом пространстве. Однако, если в других ее книгах у каждого есть мотив и возможность убийства, здесь у каждого есть алиби! Добавьте к этому нагромождение противоречащих улик, непревзойденного сыщика, действие в изысканных интерьерах самого роскошного поезда в истории человечества и, под занавес, двойной финал!

Другим сюрпризом фильма становится щедро добавленный экшен, по понятным причинам – ради зрелищности. Однако в детективной истории подобного ранга он далеко не оправдан, и авторам картины, стремящимся к кассовости, неважно, к примеру, что граф Адрени, молотящий кулаками направо и налево (Граф!), выглядит нелепо.

В таком же ключе следует новая трактовка образа знаменитого сыщика, который владеет здесь боевыми искусствами, и готов преследовать преступника, как агент 007. Неслучайно имя Пуаро в кино произносится не раз, как Геркулес. Кроме того, он более очеловечен. Хранит портрет возлюбленной, к которому обращается “Ma belle, ma cherie Catherine”.

Однако самым существенным и неприятным сюрпризом становится искаженная интерпретация смысла истории. 12 у Кристи несет важнейшее значение – суд присяжных. Институт, который имеет право выносить вердикт – в этом случае, абсолютно справедливый! 12 в фильме становится другим числом, утрачивая смысловую доминанту.

Итак, мой вердикт. Фильм Кеннета Браны вполне приемлем для субботнего или воскресного вечера. Во всяком случае, это зрелище, по сравнению с "Матильдой", с удовольствием смотришь до конца, не ерзая. Но, если вам интереснее детективный роман как высшая форма загадки, как уравнение с одним или несколькими неизвестными, которые предлагается решить читателю (Валерий Брюсов), именно книга Агаты Кристи гарантирует захватывающее чтение. А потом посмотрите оскароносную  экранизацию Сиднея Люмета с еще более ярким созвездием актеров: Шон Коннери, Ванесса Редгрейв, Майкл Йорк, Ингрид Бергман, Лорен Бэколл!

PS. Самое удивительное, что обе экранизации многократно перекликаются с Шекспиром! Кеннет Брана, режиссер нового фильма, прославился как постановщик пьес Шекспира и исполнитель ролей шекспировского репертуара. Джуди Денч и Дерек Джейкоби здесь и Джон Гилгуд в фильме 1974 года внесли в шекспириану огромный вклад. Но, кажется, я оседлала любимого конька… Интересного вам кино и увлекательных книжек!

6 комментариев:

  1. Просмотр завершен с вполне положительными эмоциями. Боялась разочарования от возможности увидеть очередной блокбастер с звездными именами. Не случилось. Совершенно иная интерпретация романа и утерян главный концепт романа " суд присяжных". В финале под суд попал сам герой. И герой Пуаро в фильме не "интеллектуальная машина", а вполне себе человек из плоти, крови с загадками прошлого и с возлюбленной! Было чуть "боевых действий", что также не характерно для героя А.Кристи. Однако все вместе смотрелось вполне гармонично и оправдано. За исключением бесноватого графа Адрени. Его образ для меня остался загадкой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как видите, мы совпали. Не соглашусь лишь с характеристикой Пуаро как "интеллектуальной машины". Функции сыщика в том и заключаются, не предполагая человеческих слабостей, биографии… У каждого, начиная с Огюста Дюпена, есть причуды, не более. Здесь я жесткого мнения: не трогайте Пуаро! У Кристи он превосходно выписан, не надо ничего менять. Хотите человеческого сыщика? Читайте Роулинг – Гэлбрейт, ее Корморан Страйк, по сути, новый виток этого литературного героя.

      Удалить
  2. Хотелось бы добавить небольшой комментарий о том, о чем здесь никто не упомянул - это визуальный ряд. Для меня кино - это прежде всего картинка. И в этом фильме она была превосходной.
    Помимо прекрасных костюмов героинь и захватывающих дух пейзажей, особенно порадовала работа оператора в закрытом пространстве. Может быть вы обратили внимание, как мастерски сняты сцены в узких купе поезда - камера смотрит сверху, будто бы с верхней полки, отчего создается ощущение присутствия.
    А особенно бросились в глаза зеркала. Оператор часто снимал героев в отражении одного или нескольких зеркал, отчего изображение двоилось, разбивалось и переливалось разными цветами. Этакий намек на то, что у всех них есть двойственность, что все они не те, кем изначально представляются... Это ощущение подозрительности и двойственности, на мой взгляд, очень грамотно было передано именно через зеркала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Отлично аргументируете! А вы уверены, что многие уловят завуалированный намек на двойственность? Боюсь, большинство зрителей увлечет сама картинка, зрелищность, на которую делают ставку авторы. Визуальный ряд, несомненно, важен, но не в ущерб смыслам. А их здесь изрядно исказили. That’s the way I see it.

      Удалить
  3. Фильм "Убийство в восточном экспрессе" для многих был одной из самых ожидаемых премьер нынешнего года и это не удивительно, так как в нем есть все, что любит и ценит современный зритель, а именно детективный жанр, звездный состав, эффектная киносъемка. Когда я услышала о том, что на экранах должен появится фильм по мотивам известного произведения моей любимой Агаты Кристи, я несомненно заинтересовалась, в первую очередь, потому что во мне всегда горит большое желание сравнивать, проводить параллели или находить различие. В данном случае мне было любопытно узнать каким нам покажут Пуаро, сохранит ли сюжет свое обаяние и интригу, какое, в целом, фильм вызовет во мне настроение. Спустя какое- то время, после просмотра трейлеров и всевозможных постеров, я, к моменту посещения кинотеатра, была твердо убеждена в том, что этот фильм вряд ли подарит мне яркие впечатления и, что образ главного героя будет скорее всего лишен привычного шарма, а ход событий желанной эстетики и утонченной логики, так что, учитывая все это, я решила, что сходить в кино стоит ради хорошего проведения времени в компании подруг, но не ради литературного наслаждения. На деле так оно и получилось. Во время просмотра я испытала минимум эмоций, даже несколько заскучала, хотя мне несомненно показался очень красивым весь антураж и было интересно увидеть столько знаменитых актеров в одной картине. Отметила, что для Джонни Деппа роль откровенного убийцы без намека на человечность нечто новое и видеть это в его исполнении было весьма непривычно. Я наблюдала за тем, что происходило на экране и с ностальгией вспоминала, как же все- таки талантливо и вкусно был снят британский сериал "Пуаро" с Дэвидом Суше в главной роли и какие живые эмоции мне дарил его просмотр! Смотреть его было всё равно, что вновь прочитывать детективы Агаты Кристи с искрами азарта и волнения!...
    Сидя в кинотеатре, я также задалась вопросом, отчего мне в этом фильме Пуаро так сильно напоминает современного Холмса? Без сомнения эти два сыщика очень похожи, но в то же самое время они и очень разные. Например, по моему восприятию, Пуаро более реальный, очеловеченный... и, наверно, уютный, так что, на мой взгляд, нет смысла преувеличивать нестандартность этих двух персонажей, которая следует из их исключительных серых клеточек. Они вполне органичны такими, какими их создали авторы, и они совершенно не нуждается в новых качествах и представлениях...
    Одним словом, фильм меня не порадовал, но и не сильно огорчил, так как я вполне предвидела то, каким он будет и изначально шла на него ради развлечения и просто, чтобы узнать каким он получился. Единственное, что меня действительно огорчает, так это то, что большая часть молодежи верит тому, что видит в кино и не знает, какое на самом деле сокровище лежит в его основе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эк, вы про молодежь, юная леди 20 лет с хвостиком! Помните Фальстафа? Он пребывал во второй половине жизни и говорил о себе: Мы – молодежь! А у вас все задом-наперед, совсем наоборот. Кого я цитирую?))
      В оценке этой экранизации мы совпали. А что касается Пуаро в кино, вы видели “Смерть на Ниле” и “Зло под солнцем”? Две восхитительные киноверсии двух захватывающих романов! В обоих Питер Устинов-Пуаро, звездный состав и, главное, все точно по тексту. Удовольствие гарантировано! Только сначала книжки - ‘Death on the Nile” and “Evil Under the Sun”.

      Удалить