Популярные сообщения

понедельник, 21 августа 2017 г.

Художники и галереи, которые меня удивили

Не пугайтесь! Я не собираюсь утомлять вас энциклопедическими сведениями, расскажу лишь о том, что зацепило мой взгляд. Вы же прочитали название поста? А подробности, если что-то заинтересует, прочтете сами в сети.
В парижском д'Орсе очень нравится само здание. Удивительное сооружение, в котором много воздуха, особенно в нижней галерее со стеклянным куполом, некогда служившей перроном. Представляете, как в ожидании поезда здесь прогуливались дамы в шляпках и платьях со шлейфами? 


click on the picture for a closer view




Теперь этот зал отдан под коллекцию скульптуры. Я остановилась перед убиенным Авелем, которого пропустила в прошлый раз. Автор, вероятно, творил библейского героя, я же вспоминала добросердечного смиренного Авеля Байрона.





Рядом с Авелем было немноголюдно, а вот другая прелестная скульптура в д'Орсе пользуется гораздо большей популярностью. Маленькую танцовщицу Дега обходят со всех сторон. На редкость милое создание! Помните у Ахмадуллиной "По улице моей который год"? 

Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.



Среди любимых импрессионистов замерла перед "Завтраком на траве" Клода Моне. У этой картины трагическая судьба. Грандиозному замыслу 4 на 6 метров не суждено было воплотиться; художник не успевал к открытию Салона, к тому же ему было нечем платить за квартиру, и он отдал незаконченный холст под залог хозяину. В итоге тот был подпорчен, и Моне пришлось разрезать его на три части. Так получилось крупное асимметричное полотно, приковывающее взоры публики. 




Вы же помните одноименную картину Эдуарда Мане? Сюжет у него мне кажется несколько нарочитым, несмотря на абсолютную раскрепощенность обнаженной дамы. А у Клода Моне есть то самое ощущение сиюминутности, запечатленного момента бытия, выражающее суть импрессионизма.


На выставке портретов Поля Сезанна взгляд привлек портрет отца за чтением газеты и портрет матери, который экспонировался в перевернутом виде, вниз головой. Я была настолько озадачена, что забыла сфотографировать. Поиск в сети позже результатов не дал. До сих пор в замешательстве, неужели в музее подобного ранга случаются такие курьезы?







А еще совершенно очаровали детские портреты Ренуара. Подобно Сезанну, он стремится читать своих моделей, выписывая лица, как никто из импрессионистов. Без провокаций, но с пристальным вниманием к деталям.








В галерее l'Orangerie, помимо нимфей, о которых я уже рассказывала*, взгляд приковали "Три сестры" Матисса. Есть некое сходство с Ольгой, Машей и Ириной, не находите? Возможно, сюжет навеяла чеховская пьеса? К тому времени она 
была уже опубликована.






Здесь же выставлен еще один "Завтрак на траве", небольшое полотно кисти Сезанна. Глядя на него, мне захотелось вернуться к многострадальной картине Моне. В ней есть история и недосказанность, зовущая всмотреться, вчитатьсядомыслить. И разновеликие ее фрагменты, на мой взгляд, усиливают магию.





В Уфицци безумно нравятся потолки! Жаль, что там нет полулежачих кресел, как в д'Орсе. 







Коллекция в Уфицци роскошная, хочется столько рассказать! Но, следуя обещанию, только самое-самое. В зале Боттичелли мысленно благодарила Паолу Волкову. Она говорила, что "Весна" построена на ритме, на том, на чем строится музыка и поэзия. Но разве только "Весна"? Посмотрите, сколько движения и пластики на всех его полотнах:







А аудио гид поведал, что исследователи насчитали в "Весне" Боттичелли 200 видов растений!

А то, что вызвало не удивление, а некоторое недоумение, это повсеместный тренд впускать в академические музеи современные виды искусства. В Уфицци, рядом с шедеврами эпохи Возрождения целый зал отдан художнику видео-арта. После творений Микеланджело и Рафаэля, рядом с божественной красоты "Мадонной со щегленком" эти водные портреты видятся нелепостью! 







Подобный оксюморон присутствует и в Galleria Academia. Главный экспонат и центр притяжения здесь это "Давид" Микеланджело - абсолют совершенства. А неподалеку размещен современный арт-объект, обозначенный как "Шаг". Намеренно или случайно, он являет собой пропасть между Искусством и тем, что подается в наше время как его аналог. Пусть даже этот "Шаг" создан к пятисотлетнему юбилею шедевра Микеланджело, разве это делает его прекрасным?




Представьте, "Давид" был сотворен Микеланджело в 26 лет, "Мадонна со щегленком" Рафаэлем в 23 года, и это касается почти всего рассказанного! 
В галерее флорентийского палаццо Питти застываешь перед скульптурой юного Микеланджело. Еще совсем дитя, делающее первые шаги в искусстве, но уже осознающее свое предназначение. 





Как знать, может, и из этих юных художников вырастут гении? Упорства, похоже, им не занимать.



*Люди, птицы и звезды, которые меня удивили

12 комментариев:

  1. Полностью поддерживаю восторг по поводу архитектуры д'Орсе! Попав внутрь, я несколько минут не могла оторвать взгляд от купола. На необычную форму "Завтрака" Моне внимание тоже обратила, а вот историю узнала только от вас. В Лувре, как и в Орсе, разглядывала потолки. А ещё меня удивило, что второй этаж там пустует. Как будто посетители покупают билет лишь для того, чтобы сделать селфи на фоне Джоконды и Венеры Милосской. Ничего не имею против ни той, ни другой, но за полотна французских и немецких художников немного обидно. Удивил музей Родена, потому что кажется невозможным сотворить такое из бронзы и мрамора! Удивил музей Аквитании в Бордо. Во-первых, у региона оказалась очень богатая история, во-вторых, он ничуть не уступает в качестве экспозиций парижским музеям. Ещё одно открытие - музей Индийской кампании в Порт Луи. Открытие, потому что Индийская кампания у меня ассоциируется исключительно с Великобританией. Но как оказалось, Франция тоже принимала активное участие в колонизации берегов Индийского океана.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень интересно! Особенно ваши открытия, спасибо за новые названия, Ириш. А что там в музее Аквитании? И каким показался Бордо в целом? Я была очарована Блуа - тихий, красивый, уютный, есть, что посмотреть без толп и очередей.

      Удалить
    2. В музее вся история региона с доисторических времен. Но видимо благодаря богатой истории региона меня он так впечатлил! А сам город очень красивый и уютный, но туристов достаточно.

      Удалить
  2. Hi Irina firstly allow me to thank you for visiting my blog.
    and secondly, you have a very interesting blog, with lots of interest in it and beautiful photos.
    All the very best, Gordon.

    ОтветитьУдалить
  3. Привлекает портрет Ренуара «Жюли Мане с кошкой». Действительно, автор уделяет пристальное внимание деталям...Глаза девушки будто смотрят сквозь тебя.
    Интересно, какой посыл несёт ниточка, повязанная на её запястье ?

    ОтветитьУдалить
  4. Breakfast on the Grass made me smile - just watched Paris can Wait, and it appears there as a very fun reference.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. I knew it would be Manet's "Le déjeuner sur l'herbe". The film is charming, thanks for the tip! A long way from an American to make her own cheeseburger for breakfast in France (!) to a woman who revels in the joy of life!

      Удалить
  5. Well, she was then still stuck in her rut in the beginning. Also hamburger was not necesserily for beafast, it was just a bill her husband mentioned. Normally americans dont eat those for breakfast. There's no telling what the her in last scene would have for breakfast: she was eating chocolate roses with that newly found confidence. Even if she still wanted a hamburger, she'd do it for a different reason, possibly. In a way, there is nothing wrong tobstay true to self.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Arguments accepted! I like the way you defend this style of thinking. I do not mean to dispute anyone's right to choose and eat what he likes. All the same, to want a cheeseburger in FRANCE is so American! Don't you think?

      Удалить
  6. Dear Irina - You seem to have indulged in the masterpieces of great artist. Standing in front of them, did you feel pleasant sensation or have goose-pumps? I remember my Japanese teacher of English literature told that she was moved to tears to see Venus de Milo for the first time in person. I agree with you, I need a reclining chair for looking up at the ceiling painting not to strain my neck. The portraits of a girl by Renoir are so lovely.

    Yoko

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. True, I love galleries! Painting is magic and masterpieces act these and other ways on me. Michelangelo’s David was the one that filled my eyes with tears. It is hard, or probably impossible, to explain. He embodies perfection, some materialized figure from Heaven. Did you notice? “He”, not “It”, which I cannot use speaking of David.

      Удалить