Популярные сообщения

среда, 9 марта 2016 г.

Книги, которые нас выбирают. Часть 3

И еще одна порция эссе, принявших участие в конкурсе на тему "Книги, которые нас выбирают", который состоялся в БГПУ в рамках Недели зарубежной литературы с 14 по 17 марта. Читатели блога оценили работы наряду с компетентным жюри и присудили свой Приз читательских симпатий. 
Почитайте! Сравните свои впечатления о книгах с мнением авторов эссе. Комментарии открыты, enjoy reading!
NB: Тексты приводятся без изменения стиля, пунктуации и орфографии авторов. 
For my English speaking audience: “Books that choose us” is the name of the essays submitted for the contest that was judged by both an expert jury and visitors of the blog. Feel free to leave your opinions on the essays you like in the comments. Enjoy reading! On the results of the contest read 

Конкурс эссе: эпилог


Участник № 21
КНИГИ, КОТОРЫЕ НАС ВЫБИРАЮТ
Книга - лучшее, что когда-либо могло придумать человечество. Ведь книга качественнее всего способствует развитию нашей духовной жизни; она оказывает сильное влияние на человека. Каждая книга несет свой смысл. Разные люди, читая одну и ту же книгу, воспринимают ее по-разному и, возможно, переосмысливают свою жизнь.
Есть книги, которые выбираем не мы, а они выбирают нас. Прочитав такую книгу, мы еще очень долго находимся в состоянии эйфории и не можем начать читать что-то новое. Эта книга берет нас за душу и не покидает наш разум долгие годы. Спустя некоторое время мы можем перечитать ее и посмотреть на мир совершенно другими глазами, это будет повторяться не один раз, если книга, действительно, выбрала нас.
В моей домашней библиотеке есть такая книга. Ее написал очень известный зарубежный писатель Пауло Коэльо. Книга, которая выбрала меня, называется «Вероника решает умереть». Она зацепила меня так сильно, что я не могла от нее оторваться, прочитав ее на одном дыхании. Это очень интересная и трогательная история, не способная оставить кого-то равнодушным.
Странно, но у меня возникает непреодолимое желание ее перечитать, когда я начинаю много нервничать, грустить, входить в депрессивное состояние. Почему же я хочу ее перечитывать? Почему именно в трудные моменты моей жизни у меня возникает это желание?
Любой человек обращает внимание на суждения и замечания окружающих его людей, от этого все наши беды. Люди слишком много думают о том, что подумают чужие, совершенно не знакомые им люди, и накручивают себе много негативных мыслей. Но ведь окружающие могут соврать нам, сказать неприятные вещи, чтобы специально нас расстроить. После таких размышлений, обычно, у меня наступает небольшая депрессия, и вот тогда я начинаю перечитывать «Вероника решает умереть».
В этой книге очень доступно и грамотно описывается то, как нужно воспринимать слова окружающих. Главная героиня книги становится гораздо раскрепощённее, поняв, что вокруг нее одни сумасшедшие.  Перечитав эту книгу, я раз за разом переосмысливаю свои взгляды на то, как окружающие относятся ко мне, ведь все они в какой-то степени сумасшедшие.
Также заставляет меня перечитывать эту книгу мысль о том, какой чистой, прекрасной, искренней может быть любовь. В наше время это явление утратило свою силу; сейчас почти невозможно встретить людей, которые по-настоящему любят друг друга. Нынешняя «любовь» построена лишь на взаимовыгоде. А в этой книге два человека любят друг друга всей душой, ничего не требуя взамен; им все равно, что подумают о них окружающие; им просто хорошо вместе. Прочитав и поняв, что такое еще возможно, становится легче, и появляется какая-то надежда на счастливое будущее.
Немаловажно то, что после прочтения этой книги начинаешь по-настоящему ценить жизнь. Понаблюдав за судьбой Вероники, которая находилась на грани жизни и смерти, но чудом выжила, нужно понять, что жизнь дана нам однажды, и, чтобы прожить ее счастливо, нужно более просто смотреть на вещи и не расстраиваться по пустякам.
Подводя итог, могу сказать, что «Вероника решает умереть» произвела на меня очень сильное впечатление. В ней настолько хорошо описывается сама жизнь и ее ценность, что нельзя не пересмотреть свои взгляды на жизнь в целом. Я думаю, что людям надо задуматься над этим, так как сейчас многие не ценят жизнь, особенно подростки, ведь самоубийство очень популярно среди них в наше время. «Вероника решает умереть» появилась в моей жизни тогда, когда, действительно, была необходима мне; она не просто так выбрала меня. Я в это искренне верю, ведь не зря говорят, что случайности не случайны!

Участник № 22
Книги, которые нас выбирают: Мудрость Маркеса, скрытая между строк
Наверное, у каждого в списке прочитанных книг есть та, которая повлияла на его мировоззрение, перевернула сознание. Для меня такой книгой стал роман Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Маркес – латиноамериканский писатель, в его книгах кипят настоящие страсти, зачастую чуждые для моего русского менталитета. Но мне нравится эта книга, потому что в ней содержится очень много мудрых мыслей, которые чаще всего скрыты между строк.
Эта книга об истории одного рода, летопись одной семьи. От самого начала – основания ими города, до самого конца – трагической смерти последнего из Буэндиа, который был съеден муравьями. Натурализм некоторых сцен романа поражает: «И тут он увидел ребёнка – сморщенную, изъеденную оболочку, которую… муравьи старательно волокли к своим жилищам…»
Название «Сто лет одиночества» роман получил не случайно. Целый род Буэндиа просуществовал около ста лет. Каждый член этой хоть и большой семьи, был одинок из-за странного образа жизни. Кто-то был обречён умирать привязанным к каштану из-за своего сумасшествия, кто-то влёк повсюду смерть из-за своей неземной красоты. Все они похожи, но в то же время – абсолютно разные. Но все находились в изоляции от других людей и друг от друга. И ничто – даже физическая близость – не делало их ближе. Кто-то всю жизнь был в плену предрассудков, кто-то – в плену страстей, а кто-то – в плену воображения: «Освободившись, во всяком случае на время, из мучительно плена своего воображения, Хосе Аркадио Буэндиа в короткий срок наладил во всём городе размеренную трудовую жизнь…». Со вступлением в отроческий возраст замыкается в себе и его сын Аурелиано. «Но чудачества Аурелиано бледнели перед странностями Аркадио и Амараты… Дети наследуют безумие родителей».
В этой семье так много странного. Даже болезни. Меня, как будущего медика, особенно заинтересовала эта сторона повествования. Ребека в детстве ничего не ела… кроме влажной земли и кусков извёстки. Вылечили это приблудное дитя ревенем и ремнём. Другая напасть оказалась сродни чуме: на всю семью напала бессонница. Сначала они даже обрадовались: «Так мы успеем больше взять от жизни». Но самым страшным окажется угрожающая всем забывчивость. А затем и забвение. Уже в этой болезни можно найти предсказание последующего через сто лет исчезновения рода семьи Буэндиа с лица земли и из памяти людей.
Это произведение особым образом повлияло на меня. Над каждым событием, описанным в книге, автор меня заставил задуматься и сделать для себя определённые выводы. Когда я читала эту книгу, мне хотелось полностью погрузиться в себя, отвлечься от внешнего мира и просто рассуждать, задавая себе всё больше глубоких вопросов и давая на них ответы. Хотелось подумать о моей будущей семье: какой она будет? будут ли все поколения жить в одном доме? а будет ли она вообще? почему? когда?
Книгу можно назвать гимном Судьбе. Все герои загипнотизированы верой в провидение: «Фернанда не ожидала такой жестокой выходки со стороны своей неисправимой судьбы. Вместе с ребёнком в дом словно вернулся позор, который, как она считала, ей удалось изгнать навсегда». Многие удары судьбы напоминают «казни египетские»: «На глазах у Петры Котес животные падали десятками… Беспомощно смотрела она на то, как потоп неумолимо уничтожает состояние, некогда считавшееся самым большим и надёжным в Макондо, теперь от него оставалось лишь одно зловоние». А глаза Петры «светились печалью и покорностью судьбе». Странно, но в такие моменты меня наполняли противоречивые мысли. О разумной вере в фатализм, с одной стороны. С другой – во мне зрел некий протест против слепого подчинения воле рока.
«Сто лет одиночества» заставили меня пересмотреть свой взгляд на, казалось бы, знакомые вещи, такие как взаимоотношения в семье, отношение к труду, учёбе. Философия этой книги заставляет думать по-настоящему. Например, я всегда думала, что человек должен полностью отдаваться своему призванию. А Маркес доказывает, что не всегда нужно быть фанатом своего дела, иначе оно возьмёт власть над тобой и будет последним, что ты увидишь в жизни или ты сойдешь с ума. Вот герой книги Аурелиано Буэндиа всю жизнь занимался ювелирным делом и стал изготавливать золотых рыбок. Вставлять глазки из рубинов – что могло быть лучше? Он забывал обо всём, делая рыбок. Но всё изменилось с того дня, когда он решил не продавать их больше. Когда их получалось некоторое количество (25 штук) и заканчивался материал, он снова переплавлял их в кусок золота, затем снова и снова занимался этой рутинной работой. И так до самой смерти.
Габриэль Маркес поразил меня своими рассуждениями о знаниях. Я всегда любила и люблю учиться, мне это занятие нравится, ведь знания – сила. Так думать правильно. Но Маркес разрушает и этот постулат. Рассказывая о семье Буэндиа, Маркес доказывает, что сильная тяга к знаниям может быть губительной. Так Аурелиано Второй пытается расшифровать труды старого цыгана, друга основателя поселения Макондо. Аурелиано настойчив, поэтому через много лет он всё разгадал. Он понял и его пророчество, и после прочтения этого пророчества город был сметён с лица земли ураганом и стёрся из памяти людей. В пергаментах говорилось, что «записанное там никогда и ни за что больше не повторится, ибо тем родам человеческим, которые обречены на сто лет одиночества, не суждено появиться на земле дважды».
Некоторые моменты в книге могли бы показаться скучными, но автор так умело подбирает слова, что каждый эпизод возникал в моём сознании, основываясь порой на подсознательном впечатлении, а не на понимании сознанием. Эти ментальные образы надолго останутся во мне. 

Участник № 23
Книги, которые нас выбирают: «Унесённые ветром» примеры для подражания
Per aspera ad astra
(Через тернии к звёздам)
Многие книги способны в корне изменить твоё сознание, понимание себя и окружающего мира, повлиять на становление личности.
Разные книги влияют на читателя по-разному. Появится в твоих руках книга с фантастическим содержанием, ты сможешь оказаться в совершенно новом мире. Погружаясь в детектив, ты разовьёшь дедукцию и логику. Сняв с полки любовный роман, ты, пропуская сюжет через себя, переживёшь все чувства персонажей. Философская книга побуждает к размышлению о вечном. Многие книги перевернули сознание людей. Многие вошли в мировой фонд. Но есть среди них те, что стали не просто сотней страниц в твёрдом переплёте, а проводниками в жизнь. Для меня такой книгой стал роман Маргарет Митчелл «Унесённые ветром».
В возрасте одиннадцати лет я с головой погрузилась в чтение этого романа, лишь изредка отвлекаясь на еду и сон. Можно сказать, я на какое-то время стала жительницей Америки времён войны между Севером и Югом. Есть ли этому явлению убедительное объяснение? Естественно, есть.
Уже в первом предложении автор знакомит читателя с главной героиней: «Скарлетт O`Хара не была красавицей, но мужчины вряд ли отдавали себе в этом отчёт, если они … становились жертвами её чар». Не правда ли, своеобразное представление? Невольно задумываешься: «Как же так может быть?» Некрасивая девушка очаровывает? Но через несколько десятков страниц ответ на вопрос становится очевидным: главная героиня – поразительная девушка. В ней многое заслуживает внимания: она смелая, независимая, целеустремлённая. Вера в себя в Скарлетт неистребима. У автора к своей героини особое отношение. Митчелл доказывает нам, что красота – не главное, что Скарлетт привлекала окружающих внутренним обаянием, харизмой, когда нужно – наивностью, но… не интеллектом. Она искренне недоумевает, как это чтение книг может помочь ей быть в центре внимания мужчин. Да, к женскому обществу Скарлетт относилась с пренебрежением. Она не верила в женскую дружбу, но при этом смогла стать настоящим другом для Мелани, а в её лице приобрела подругу. Скарлетт невероятно упряма, иногда не там, где нужно. Возможно, именно это подкупает в этой девушке: она всегда делает и говорит то, что считает нужным и правильным в этот момент. Её девиз хочется взять себе: «Об этом я подумаю завтра!»
Эта девушка привыкла добиваться поставленных целей, стоически перенося все преграды, стоящие на её жизненном пути. Для защиты своего дома, себя и своей семьи Скарлетт смогла убить мародёра-янки, пытавшегося ограбить её и без того опустевший дом. Другая на её месте ударилась бы в истерику, но только не Скарлетт. Убийство человека поражает её, но она отбрасывает ненужные в этот момент мысли и идёт дальше. Она живёт, живёт всегда. Её натура деятельная, она не может сидеть сложа руки, когда всё вокруг рушится. Она не будет просить у жизни подачки, она многое сделает своими руками. Поражает деловая хватка Скарлетт-коммерсантки. И ведь не случись ей голодать, она бы не приняла для себя важного решения: ни она, ни её близкие никогда больше не будут голодать. Её смелость и целеустремлённость склоняет к переоценке собственной жизни, побуждает к активным действиям, к достижению определённых целей.
Но не только главная героиня, каждый из окружающих её персонажей служат примером для подражания. Мать главной героини – Мисс Эллин – женщина, от которой Скарлетт унаследовала, безусловно, лучшие черты, такие как стойкий характер и непреклонность перед судьбой. Мисс О`Хара научила меня спокойно и с достоинством относиться к трудностям и без истерик решать бытовые проблемы.
Отец Скарлетт – ирландец Джералд О`Хара – воплощение верности и преданности: жене, родине, национальным традициям – всему, что особенно важно настоящему человеку. Он покорил меня, возможно, непримечательной для кого-то чертой – любовью к земле  – Таре. Мистер О`Хара убедил меня, что человек должен любить и ценить то место, где он живёт, считая его местом с особенной атмосферой, местом, куда хочется возвращаться.
Ретт Батлер – самый неоднозначный и загадочный для меня персонаж. С одной стороны – резкий, грубоватый и нахальный, привыкший получать от жизни всё. Этот человек на всё, в том числе и на войну, имеет своё собственное, часто отличное от других, мнение. Он не стыдится подслушивать: «…Подслушивая, можно узнать немало интересного и поучительного…» С другой стороны, он искренне и самозабвенно любит и заботится о дочери и любимой женщине: «Я боюсь,  – тихо сказал он, – боюсь, что всё начнётся заново. Я знаю, что она бессердечна и эгоистична, что она как ребёнок, который со слезами просит игрушку, а потом ломает её, как только получит. Но есть мгновенья, когда она наклоняет свою голову под определённым углом, или улыбается радостной улыбкой, или внезапно выглядит потерявшейся – и я почти забываю всё». Мне Ретт кажется привлекательным, хотя я не уверена, что не испугалась бы, встретив такого мужчину. Но ведь именно такие люди привлекают, ведь с ними никогда не знаешь, что ждёт тебя дальше. Жизнь на острие ножа захватывает. Жаль, что Скарлетт не смогла вовремя понять, что они с Реттом идеальная пара: гордые, независимые, страстные.
Жизнь приготовила героям много испытаний: война, презрение окружающих, смерть дочери. Некоторые считают, что человеку не свойственно меняться. Изменились ли герои романа после всего пережитого? Маргарет Митчелл  оставила этот вопрос на размышление читателю.
Важно ещё и то, что действие романа разворачивается на фоне гражданской войны в США. Не стоит сомневаться в достоверности исторической составляющей книги, ведь отец писательницы был историком, а деды сражались на стороне южан. Маргарет Митчелл показывает нам, что и во время войны люди не утрачивают способность чувствовать: верить и отчаиваться, любить и ненавидеть, разочаровываться и вновь обретать веру.
Так стоит ли перечитывать «Унесённые ветром»? Безусловно, да. Это одно из моих любимых произведений. В библиотеке каждой девушки должна быть книга, помогающая успокоиться в трудную минуту, и для меня это – «Унесённые ветром», герои которой научили меня идти через тернии к звёздам.

Участник № 24
КНИГИ, КОТОРЫЕ НАС ВЫБИРАЮТ:МОЁ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ КОМЕДИЙНОЙ ПЬЕСЫ ЖАНА-БАТИСТА МОЛЬЕРА
Жан-Батист Мольер – великий французский драматург. Его пьесы ставят на многих сценах, играют их знаменитые артисты. Произведения Мольера изучаются в школе, исследуют его творчество ученые.
Мне посчастливилось увидеть на сцене «Тартюф». К нам в Благовещенск приехал на гастроли театр из Ярославля. И не побывать на спектакле, не увидеть игру знаменитого театра было бы преступлением…
И вот я в третьем ряду. Погас свет, и началось таинство. Первые реплики: «Все спорят, все орут, почтенья нет ни в ком, Да это не семья, а сумасшедший дом!». И сразу перенесемся в мир XXI века, это несчастье многих семей нашего поколения. Не от этого ли такой финал?
Уже в первом действии видно, каковы отношения в семье между близкими людьми: «отпрыск – изрядный обормот», «… и в тихом омуте полно чертей».
И, наконец, лестные слова о главном герое, которого еще долго нет на сцене, но уже сладко во рту. «Он праведник! ... Он, лютый враг греха и чистоты радетель, Клеймит безнравственность и славит добродетель» Хозяин не в себе, помешан, носится с «персоной», как курица с яйцом. И любит он его в сто раз сильней, чем мать, дочь, сына и жену.
И вот перед нами образ, казалось бы, порядочного человека, но слова других персонажей о нем так нелестны.
Из диалога Клеанта и Оргона понимаешь, что значит Тартюф для Оргона. На все вопросы о членах семьи  он отвечает одно и думает только о нем, о Тартюфе. По мнению Оргона, Тартюф – настоящий ЧЕ-ЛО-ВЕК. Эту маниакальную одержимость любовью к Тартюфу Мольер  замечательно  раскрывает  в реплике Оргона: «А как Тартюф?». Но Клеан (шурин Оргона) считает, что «не все золото, что блестит».
У нас, зрителей, уже сложился образ человека, образ человека-маски. Его еще нет на сцене, а мы уже зрим лицемера, искусителя, лгуна, святошу, созданного Мольером. Пьеса все больше и больше завораживает.
Еще долго мы внимаем речам героев, не видя главного действующего лица, чьим именем названа пьеса. И вот, наконец, появился тот, которого мы ждем. Высокий, весь в черном, застегнут на все пуговицы. Ну и впрямь святой.
Кто дал ему право учить других? Конечно, сам автор! Но как мы можем и чему мы можем научиться у Тартюфа? Он говорит одно, думает другое, поступки его безнравственны. 
Дорине (горничная) он советует прикрыть грудь платком, говоря, что это располагает к греховным помыслам. И мы видим, что это помыслы его, Тартюфа.
Объясняясь в любви с Эльмирой (жена Оргона), обманщик срывает с себя маску. «Нет, я любовь свою. От любопытных глаз надежно утаю: Ведь сам я многое теряю при огласке... А потому мне честь доверьте без опаски. Своей избраннице я в дар принесть бы мог Страсть – без худой молвы, услады – без тревог». Вот в чем его защита, это страсть, удовлетворение ее без огласки. А честь женщин ему неважна.
Хамелеон, двуликий Янус, он и тут вывернулся, да так, что Оргон прогоняет Дамиса (сын Оргона). «Я счастлив! Теперь пускай умрут и мать моя, и дети, Пускай похороню и брата и жену – Уж я, поверьте мне, и глазом не моргну.» Страшнее нет греха, который нам показывает Мольер.
Дальше – больше: Оргон собирается выдать за Тартюфа свою дочь Мариану. Расчет святоши прост: у девушки богатое наследство, и для него она представляет исключительно деловой интерес. Откуда у Оргона возникла такая мысль? Многие склоняются к тому, что ее инициатором был Тартюф. Ему не стоит большого труда так тонко подойти в разговоре к интересующему его предмету, что Оргон, предупредив его желания, примет решение в пользу своего любимца или отдаст то, что тому нужно.
«И ловкач снова выходит сухим из воды!» Оргон переписывает на его имя все имущество и делает своим единственным наследником.
Это событие – переломный момент в комедии. Оргон уже не хозяин в доме. Чувствуя свою силу и превосходство над врагами, Тартюф становится дерзким, он держит себя почти надменно. Когда во время второго, подстроенного, свидания с Эльмирой его разоблачают, казалось бы, должна произойти сцена страшного потрясения. Однако Тартюф не моргнув глазом переходит от кротких, возвышенных слов к прямым угрозам. Теперь нет нужды хитрить и корчить из себя праведника. Тартюф теперь страшен, ведь Оргон может в одночасье лишиться не только дома, но и свободы. Виной тому – ларец с бумагами друга-мятежника, самолично переданный Оргоном в руки нечестивца.
Святоша возвращается в дом, приведя с собой офицера, чтобы арестовать своего бывшего благодетеля. Он нагл. Спешит покончить с этой семейкой, но тут четко отлаженный механизм дает сбой. Арестовывают самого Тартюфа. Несостоявшийся апофеоз лицемерия и обмана сменяется апофеозом королевского милосердия и справедливости.
Пьеса Жана-Батиста Мольера – это пьеса о человеческой сущности, о лицемерии и о том, как часто может человек, ослеплённый, оказаться на месте Оргона.
 Лицемерие – основная, но также далеко не единственная черта характера Тартюфа. Остальные как бы наслаиваются друг на друга и служат для нее фоном, делая ее резче, явственнее, проще для правильного восприятия. Ценность пьесы состоит в том, что в ней создан обобщающий образ Тартюфа, ставший нарицательным выражением ханжества и лицемерия.
Источник лицемерия – в каждом человеке, причем, как оказывается, связано это с нашей потребностью в воплощении идеала, с желанием видеть мир таким, каким мы рисуем его себе в самых сокровенных мечтах.
«И ты размяк, готов помочь...
              А лучше, чтобы шёл он прочь,
              Образчик «праведных» манер,
Тартюф –  отменный лицемер.
Теперь  вопрос  я  всем  задам:
Такой  субъект  встречался  вам?»
 Но слава богу, людям дано право искупать грехи и  учиться на произведениях великих писателей.

Участник № 25
Книги, которые нас выбирают: Шифр судьбы по Мопассану
В среднем, человек, читающий за один месяц три книги, может прочесть за свою жизнь около двух тысяч произведений. Ему приоткроется завеса тайн, параллельных миров, практичности, приключений, любви и ста способов открыть консервную банку. Остаётся только выбрать, какая книга станет той самой? Той самой, что сможет перевернуть ваш разум на сто восемьдесят градусов и заставить вас посмотреть на этот мир под другим углом.
Мы можем долго быть в поиске нужной нам книги. Но как же всё успеть, если в итоге более пары тысяч книг нам никак не осилить? Осваивать технику быстрочтения? Сокращать время на сон? Читать книги на пару с подругой, а затем пересказывать друг другу? Можно штудировать сайты с громкими названиями «Лучшая книга года» или с лупой просматривать каждый пункт в списке ста лучших книг за всю историю человечества. Мы начинаем спрашивать друзей и знакомых, советоваться с родителями. Но на самом деле это… бессмысленно.
Я не открою великой тайны, если скажу, что каждая книга нас изменяет. Будь то диалектика души в романах Л. Н. Толстого или юмористический рассказ про человека, что от жадности потерял всё своё состояние. Причём первый пример может из-за сложности не оставить в нас ничего. А книга попроще, но прочитанная вовремя, может стать частью вашей личности. Так что в итоге, важной будет лишь та книга, в которой мы сможем увидеть смысл, а не та, в которой этот смысл, по всеобщему мнению, огромен.
Я бы хотела рассказать о книге, которую прочитала недавно, и она показалась мне понятной и интересной. Она заставила меня задуматься о роли любви в нашей жизни, а также о том, что для многих людей материальное благо стоит на пару ступень выше этой самой любви. 
Книгу Ги де Мопассана «Монт-Ориоль» нельзя назвать популярной, её название точно не найдёшь в списке бестселлеров, и тем не мене она привлекает уже своим названием. Это топоним, географическое наименование с французскими корнями. Дело в том, что это также и название отеля на минеральных водах, в котором и происходят основные события в книге. Вот так имя работает как качественная реклама. Руки потянулись к книге из-за интересного, даже непонятного названия.
Молодая девушка Христиана приехала на воды вместе со своей семьей. Эта девушка никогда не знала любви. Она смотрела на это чувство, «как многие девушки созерцают прекрасное украшение», как поясняет нам Мопассан. Эта жизнерадостная девушка недавно вышла замуж, но не по любви. Узнав об этом, я начинаю мыслить стереотипно: без любви, значит, несчастна. Но первый урок, который преподносит мне Мопассан заключается в том, что в жизни нет ничего очевидного.
Передо мной оказался психологический роман, это особенная литература. Это значит, что писатель не просто воспроизводит факты, а стремится, в первую очередь, обнаружить мотивы поступков и решений героев, их переживания, чувства и мысли. Казалось бы, проще просто описать мысли героя (с помощью внутреннего диалога, например), но интереснее разгадывать приёмы скрытого психологизма: взгляд, жест, интонации. Всё это ключики понимания сущности героя, разгадка отношений, шифр судьбы. Второй урок, извлечённый из общения с Мопассаном: терпеливо учись постигать сущность людей, суть человеческих отношений.
Продолжаю читать роман. На водах Христиана встречает друга своего брата, между ними возникает связь. Их отношения показаны так возвышенно в первой части романа, а во второй, когда Христиана уже ожидала ребенка от этого человека, меж ними возник разлад. Поль Бретиньи, её возлюбленный, охладел к ней, ведь в девушке он желал видеть лишь «Венеру, священное лоно которой всегда должно сохранять чистые линии бесплодной красоты». Мысль о собственном ребенке в теле Христианы в его глазах обезображивала её. Он предаёт её, приударив за Шарлоттой, что являлась близким другом для Христианы, а затем разбивает бывшей возлюбленной сердце: делает предложение Шарлотте.  Казалось бы, этот факт должен натолкнуть на мысль о том, что молодой девушке следует быть осторожнее, выбирая своего возлюбленного. Но разве любовь подчиняется логике? Разве мы роботы, которых можно запрограммировать на рациональный выбор?
Каждый герой в романе проходит сложный путь духовного развития. Кого-то Мопассан обрёк на деформацию своих приоритетов и ценностей, кого-то заставил ещё больше погрузиться в ложь и предательство. Роман научил меня тому, что боль, которую мы можем причинить людям, порой намного больше, чем мы сами можем себе представить. Но эта книга даёт нам то необходимое «представление». Прочувствовав всю боль Христианы, уже вряд ли осмелишься совершить такой аморальный поступок, как измена. Да, возможно, Христиана виновата в том, что произошло много больше, чем другие. Но я не имею права винить её хотя бы за то, что у неё не было права выбора, её чувства были слишком сильны, тогда как Поль предал её из-за изменения в её физиологии. Это так низко, что не заслуживает особого анализа.
После прочтения этой книги хочется о многом задуматься. Ведь эта история даже не о любви. Она о становлении Христианы как личности. О том, что самую большую боль могут принести нам лишь люди, которых мы любим. О том, что нет любви сильнее, чем любовь между матерью и её ребенком.
Возможно, эта книга не для всех. Не каждый обязан прочитать её. Этой книги нет в топе лучших книг мира, нет её и в школьной программе. Но для меня эта книга стала особенной и даже любимой благодаря силе духа главной героини и автору, что смог ей эту силу дать. 
  
Участник № 26
КНИГИ, КОТОРЫЕ НАС ВЫБИРАЮТ, ИЛИ ЧТО ОСОБЕННОГО В РАССКАЗАХ О ЖИВОТНЫХ ЭРНЕСТА СЕТОНА-ТОМПСОНА?
Произведения о животных ещё с детства стали занимать главное место среди моих читательских предпочтений. Но ещё несколько десятилетий назад человечество и представить не могло, что можно писать о животных так же, как и о людях. Американский писатель Эрнест Сетон-Томпсон первым в мире выступил с произведениями, героями которых стали звери и птицы. Он открыл читателям новый мир, стал своего рода «первопроходцем» жанра анималистики в литературе. И я по праву считаю его одним из тех, кто сформировал мой внутренний мир, научил любить природу и братьев наших меньших.
В первую очередь, Сетон-Томпсон заинтересовал меня тем, что был не просто писателем, но и натуралистом, и талантливым художником-анималистом. Я могла тратить часы на одно только разглядывание иллюстраций на полях его книг, что уж говорить о замечательных рассказах! Его рисунки выполнены так же детально и красиво, как и описания внешности и характеров животных, и этому можно только восхищаться!
Кроме того, Эрнест Сетон-Томпсон вкладывал в свои произведения такие любовь и знание, что невольно начинаешь верить в то, что и животным не чужды человеческие чувства. Его героями становились волки, лисы, собаки, кошки, лошади… Здесь и волк Лобо, король Куррумпо, и быстроногий лис Домино, и гордый мустанг-иноходец, и преданный Виннипегский волк. И, описывая каждого из своих героев, автор наделяет его своими чертами характера, своими повадками, своей судьбой и самым главным – человечностью. Ведь даже грозный Лобо на деле оказывается ранимым и чувствительным, и автор в конце рассказа сочувствует ему:
«Бедный старый герой! Он не переставал искать свою любимую и, когда нашёл след, проложенный её телом, безрассудно бросился по этому следу и попал в ловушку».
В своих произведениях Эрнест Сетон-Томпсон часто сводит животных с людьми, доказывая, что братья наши меньшие тоже могут чувствовать боль, страдания, тоску по тому, кто был им дорог. Особенно чётко это можно проследить в рассказе «Виннипегский волк»:
«В начале зимы Джим заболел.
Волк жалобно выл на дворе, не видя своего дружка, и наконец, по просьбе больного, был допущен в его комнату. И здесь большой дикий пёс – ведь волк просто дикий пёс – верно дежурил у постели приятеля.
Болезнь казалась сперва несерьёзной, и все были поражены, когда наступил внезапный поворот к худшему, и за три дня до Рождества Джим скончался.
Волк оплакивал его искреннее всех».
Да, в рассказах этого писателя много печальных судеб. И, читая некоторые из них, мне приходилось даже плакать.
Сетон-Томпсон не просто знал и любил своих пернатых и мохнатых героев, но и отлично понимал их. Он посвятил изучению животных всю свою жизнь. В автобиографии он написал о своём первом сборнике:
«Нет сомнения, что эта книга положила начало новому, реалистическому направлению в литературе о животных. В ней впервые правдиво обрисовано поведение животных. До сих пор были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди, переодетые в шкуры зверей».
И в этом, я считаю, великая заслуга замечательного писателя не только для меня как для личности, но и для всего человечества в целом. Томпсон славит такие качества своих героев, как преданность, гордая сила, великодушие, ум и жажда оставаться свободными во чтобы то ни стало:
«Старый Лобо был волк-великан, а его хитрость и сила соответствовали его росту».
«Всё выше и выше взбирался мустанг и достиг отвесного утёса. Оттуда он спрыгнул вниз, в пропасть, и пролетел двести футов, всё вниз и вниз… пока не разбился о камни. Он остался лежать там бездыханный, но… свободный».
«Новый быстрый удар топора раскроил ему череп, и мозг его разлетелся по камням очага – того самого, которому он так долго и честно служил. И Вулли – умный, свирепый, верный, коварный – задрожал, вытянулся и затих навсегда»…
Своими произведениями Эрнест Сетон-Томпсон пытался доказать людям, что каждое животное – драгоценный камень в короне матери-Природы, и человечество не вправе нарушать её правила.
«Я убеждён, – говорил Сетон-Томпсон, – что каждое из этих животных представляет собой драгоценное наследие, которое мы не вправе уничтожать без крайней необходимости и не вправе отдавать на мучения нашим детям».
И действительно, полвека назад этот писатель открыл всем ту простую истину, которая, на мой взгляд, могла бы стать очень актуальной сегодня, когда очень много видов животных и растений находятся на грани исчезновения, нужно просто вспомнить слова Эрнеста Сетона-Томпсона и последовать им.
И я не устану повторять, что книги этого замечательного американского автора полезны для чтения всем, даже тем, кто давно вышел из юного возраста. Его книги оказали влияние и на моё становление. Думаю, никто из писателей не мог так увлечь меня своей любовью к зверям и птицам. Я и сейчас люблю открыть переплёт с десятком поучительных историй внутри, каждый раз открываю для себя что-то новое и, конечно, учусь чему-то у братьев наших меньших. Ведь сколько мудрых мыслей содержится в произведениях Сетона-Томпсона! Он умело сочетал свой писательский дар, научные знания и художественные способности, а рассказы и забавные зарисовки на полях выполнены с такой любовью и знанием дела, что хочется часами листать страницы и только восхищаться тому, сколько трудов этот человек вложил в свои произведения.
Я и сейчас зачитываюсь этими рассказами, удивляюсь хитрости и смекалке Лобо и сожалею о его смерти, восхищаюсь ловкости Домино, грущу о разбившемся в ущелье гордом мустанге.
Но больше всего меня поразил, конечно, «Лобо». И подводя итог, хотелось бы процитировать заключительный абзац из этого рассказа, в котором, по-моему, и заключается главная мысль всего произведения:
«Говорят, что лев, лишившийся своей силы, орел, потерявший свободу, и голубь, разлученный с подругой, умирают от разбитого сердца. И разве можно было думать, что сердце этого свирепого хищника вынесет тройное испытание? Он потерял и силу, и свободу, и подругу. Когда настало утро, он все еще лежал спокойно, точно отдыхал. Но он уже был мертв... Я снял цепь с его шеи. Один из ковбоев помог мне оттащить труп под навес, где лежали останки Бланки. Мы положили его рядом с ней, и ковбой проговорил:
- Ты все искал ее? Ну, так теперь вы снова вместе!»

Участник № 27
Книги, которые нас выбирают: Том Сойер научил меня мечтать
В жизни каждого человека есть книга, которая что-то изменила в нём или она ему просто нравится. У меня тоже есть такая книга – это повесть Марка Твена «Приключения Тома Сойера».
Разумеется, больше всего в этой книге мне понравился сам Том Сойер. Понравился потому, что он большой выдумщик, неутомимый фантазёр, искатель приключений. Каждый мальчишка хотел бы, чтобы у него был такой друг.  Нравится мне и Гекльберри Фин. Гек бродяга, он по-настоящему свободен: живёт как хочет, где хочет, ему не важны условности, но при этом он хороший друг. Особенно поражает и заслуживает уважения его отношение к материальным благам: «…быть богатым вовсе не такое весёлое дело. Богатство – тоска и забота… Только и думаешь, как бы скорее околеть». А вот поиски сокровищ – это интересно, это приключение. И не важно, найдёшь ты сокровища, ведь главное сокровище для этих мальчиков – дружба.
Я бы хотел дружить с Томом и Геком, но, думаю, мама была бы против этой дружбы. Я даже представить не могу, что бы с ней случилось, если бы мы с Томом с Геком на несколько дней исчезли, удрав на остров.  Но если бы втайне от родителей сходили ночью на кладбище с мёртвой кошкой, может, это и сошло нам с рук. Это ведь настоящее мальчишеское приключение.
В общем, мы бы стали лучшими друзьями. Мы бы всё свободное время проводили вместе, играли с другими ребятами, а вместо того чтобы красить забор, лучше бы сбежали и весело провели время за игрой или войной. Я был бы правой рукой Тома, и мы победили бы армию его лучшего друга Джо Гарпера. Потом сидели бы у костра, рассказывая друг другу всякие истории. Домой бы вернулись очень поздно, попав в свой дом, разумеется, через окно и легли каждый в свою кровать. И, засыпая, каждый из нас думал бы о завтрашнем дне, который опять будет наполнен приключениями и играми.
Книга Марка Твена научила меня мечтать. Видеть необычное в обычном. Том учился в школе не очень хорошо (точнее, из рук вон плохо). Но он много читал. Именно книги стали для него источником многих фантазий. Мальчики слушали рассказы Тома раскрыв рот. И я понял, что чтение книг порой важнее прилежной учёбы: в книгах есть всё, что нам может понадобиться в жизни. Главное знать, что читать. Я стал читать больше приключенческих книг, я полюбил книги с фантастическим сюжетом, интригующими историями. Но «Приключения Тома Сойера» по-прежнему остаются фаворитом в этом списке.
Книга мне просто нравится. Нравится потому, что подходит для моего возраста, для моего характера. Иногда я открываю её, чтобы отвлечься от повседневных дел, отдохнуть, вновь пережить любимый эпизод. Например, оказаться с Бекки глубоко в пещерах и спасти её, конечно. Или вновь стяжать себе бессмертную славу, выступив на суде в защиту несчастного Меффа Поттера («Некоторые даже предсказывали, что быть ему президентом, если его до той поры не повесят»).
Я повзрослею, у меня появятся новые любимые книги, но я точно знаю, что книга Марка Твена всегда будет стоять на моей книжной полке. Она будет ждать новых читателей – моих детей.

Участник № 28
Книги, которые нас выбирают: Постижение бытия с Оскаром Уайльдом
«Жизнь человеческая – вот что казалось ему
единственно достойным изучения.
В сравнении с нею всё остальное
ничего не стоило».
Оскар Уайльд
Зачем нам нужна литература? Безусловно, помимо поднятия уровня образованности, развития культуры речи и прочих аргументов, которые приводят учителя тогда, когда школьники не воспринимают литературу в качестве серьёзного предмета и не хотят выполнять домашнее задание, есть ряд других причин, которые должны убедить нас – учеников – любить литературу. Помимо основных функций – эстетической, коммуникативной и познавательной – художественная литература даёт нам много возможностей: вместе с персонажами мы проживаем целую жизнь или небольшой эпизод из их жизни. Мы каждый раз получаем небольшой опыт, основанный на полученных эмоциях и ощущениях. Ведь литература – сама жизнь. Если в произведении главный герой ведет себя достойно и это вызывает любовь окружающих, то мы также стремимся быть похожими на него на основе наших наблюдений за ним. Анализируя поступки персонажей (даже отрицательные), читатель узнаёт скрытые черты своего характера, примеряет поступки и мысли героя на себя, размышляет о том, как бы он повёл себя в подобной ситуации. Следовательно, читая, мы всегда что-то меняем в представлении о мире, в своих взглядах на жизнь, стараемся скорректировать наши поступки согласно изменившемуся мировоззрению.
Я прочитала уже много книг, которые сильно повлияли на меня. Одна из них – это роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Эта книга перевернула жизнь многих читателей. Вот лишь одно высказывание о романе (я нашла его на одном форуме, где обсуждали роман), с которым я полностью согласна: «Многие мысли Уайльда настолько фееричны, асоциальны, но в то же время непринуждённы, что теперь, кажется, я в корне собираюсь пересмотреть свои взгляды на жизнь».
Так что же во мне изменилось после прочтения романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Какие устоявшиеся суждения подверглись переосмыслению? И что нового я извлекла из текста английского писателя?
«Портрет Дориана Грея» – роман, вмещающий в себя слишком много – целую жизнь. Мне кажется, подобные книги отображают те небольшие особенности, которые отличают одно поколение от другого. Не скажу, что читать роман было так же увлекательно, как детективы Агаты Кристи. Сюжет нельзя назвать закрученным, но он, однозначно, неподражаем. Этот роман захватил меня, в первую очередь, своими цитатами, репликами героев, логичными выводами, которые впоследствии были связаны с течением жизни героя романа.
Вот рейтинг тех цитат, которые нашли отражение в моём сознании:
1.         «Быть хорошим – значит жить в согласии с самим собой».
2.         «За изысканной красотой всегда скрывается что-то трагическое. Как же много нужно в мире страданий, чтобы расцвел самый скромный цветок».
3.         «Женщины, защищаясь, всегда переходят в наступление. А их наступление часто кончается внезапной и необъяснимой сдачей». «Женщины в жизни – прекрасные актрисы».
4.         «Когда мы счастливы, мы кажемся себе хорошими людьми, но не все хорошие люди счастливы».
5.         «Каждый живет, как хочет, и расплачивается за это сам».
6.         «Каждый, кто любит поучать других, начинает с обещания, что это будет в первый и в последний раз, а потом беспрестанно его нарушает».
7.         «Как бесплодны всякие отвлеченные умозаключения, не связанные с опытом и действительностью».
8.         «И сознание, что среди слушателей есть человек, которого ему хочется пленить, оттачивало его остроумие, придавало красочность речам».
Конечно же, фраз, которые задели ту или иную область моего сознания, было гораздо больше. Один из нескольких вопросов, на который роман ответил мне, касался того, каким образом человек следует и подражает примеру другого, повторяет его особенности, «опускается» или «поднимается» вслед за ним: «Влиять на другого человека – значит, передавать ему свою душу». Очень ёмкое высказывание, оно даёт объяснение большому количеству ситуаций в жизни. Прожив на земле всего лишь 16 лет, я уже довольно часто встречалась с людьми, которые подвергались влиянию ближних, будь он плохим или же ангельски хорошим человеком. Теперь я подтвердила свои мысли о том, что любовь и дружба – это своего рода обмен душами.
Жаль, что не угадаешь, чья душа повлияет на тебя сильнее: положительная или отрицательная. Вот Дориан Грей, разрушая свою душу, по пути разрушает жизнь Сибилы Вэйн и других людей. Это ужасно, но постигнув эту философскую мысль Уайльда, я теперь точно знаю, что тоже оставляю часть своей души в тех, кто мне нравится, кто дорог мне.
Многие моменты в романе отталкивают. Уайльд не боится сделать своего героя ужасным. Дориан падает на своём пути всё ниже и ниже: самовлюблённость, наркотики, убийство близкого друга – что может быть хуже? И вот он начинает прозревать, он понимает, что «в своём лицемерии надел маску добродетели». Эту маску носил всю жизнь. Такая красивая лжедобродетельная маска. Что скрывалось за ней знал лишь сам Дориан Грей. А потом, когда он убил себя, вонзив нож в портрет, его истинное лицо увидели слуги: «Лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее».
Красота души – вот главное, что постигаешь, читая роман, ужасаясь внешней красоте Дориана Грея. Нельзя всю жизнь посвятить сохранению молодости тела. Жизнь человека должна усовершенствовать его душу. Вот главный урок от Оскара Уайльда.
Всё остальное метафизика и прекрасный символизм.


Участник № 29
Книги, которые нас выбирают. Время – неотступный заемщик
Моя история начинается со знакомства с книгой зарубежного писателя Э. М. Ремарка «Жизнь взаймы». Можно сказать, что эта книга действительно выбрала меня сама.
На мой тринадцатый День Рождения мне подарили электронную книгу. В неё было закачено множество произведений, которые были распределены по папкам. Роман «Жизнь взаймы» находился отдельно, он не был включен ни в одну из папок, чем и привлек моё внимание. Не знаю, входило ли это в планы разработчиков электронной книги или роман не поместили в папку по ошибке, но я, видимо, должна быть благодарна такой ошибке: скорее всего, без помощи электронной книги сама бы я никогда не нашла этот роман, ведь он является далеко не самым известным произведением Ремарка. «Жизнь взаймы» было первым серьёзным литературным произведением, которое я прочитала, и  оно не могло не повлиять на меня. Я была ребенком, столкнувшимся с глубокой философией немецкой литературы.
Одно из достоинств зарубежной литературы состоит в том, что она позволяет нам увидеть мир совершенно под другим углом: не так, как нас учили в нашем доме, не так, как принято в нашей стране. Это произведение заставило меня задуматься о многом.
 Роман завораживает уже с первых строк: «Жизнь взаймы. Жизнь, когда не жаль ничего, потому что терять, в сущности, уже нечего. Это – любовь на грани обреченности. Это – роскошь на грани разорения. Это – веселье на грани горя и риск на грани гибели».
Э. М. Ремарк – один из наиболее известных немецких писателей. Ремарк принадлежал к детям «потерянного поколения», т. е. к тем людям, чье детство и молодость пришлись на время войны. Тема войны, жизни и смерти - одна из излюбленных Ремарка. Его произведения пропитаны философией и иронией. Его герои часто иронизируют по поводу проблем человечества, обсуждают вопросы жизни и смерти, им присуще чувство юмора. Их изречения лаконичны и несут в себе глубокий философский смысл.
 Отличительным признакам произведений Ремарка является то, что они показывают нам совершенно иные взгляды, которые переворачивают наше представление о мире, заставляют нас мыслить шире. Для Ремарка жизнь связана с размышлением, со стремлением познать её, насладиться ей, к чему он неоднократно  призывает читателей.
 Главная заслуга Ремарка - это умение изобразить течение жизни и человека в ней: непредвиденные ситуации, недосказанность, сомнения героев и их спонтанные решения, вспышки любови и её угасание, страх, злость, ошибки как одного человека, так и человечества в целом, и глубокие размышления над смертью, над вопросом «что же такое человек?»
Ремарк написал «Жизнь взаймы» на склоне своих лет, поэтому оно отличается от других его произведений. Здесь автор уже не раскрывает тему войны, он делает акцент на теме «потерянного поколения», и, уже рисуя перед нами людей этого «поколения», подводит нас к вопросу о смысле жизни. В своем сочинении я выделила три пункта романа, на которые мне хотелось бы обратить внимание: смысл названия книги, любовь, жизнь и смерть.
Почему автор дал своему произведению такое необычное название «Жизнь взаймы?» Возможно, ответ кроется в самом сюжете данной книги: Лилиан - девушка, которая больна туберкулезом,  уезжает на время из санатория, выбирается из серой рутины, но такое приключение значительно приближает её к смерти. Лилиан «взяла жизнь в долг», и в конце романа пришло время вернуть её: весь роман – история займа жизни, история, которая заканчивается тогда, когда наступает час возвращать долги. Каждый из нас взял свою жизнь в долг, на определенный срок. Шутка в том, что мы не знаем, когда сроки подойдут к концу. Сначала нам кажется, что времени ещё полно, но наступит момент, когда время тихонько постучит в нашу дверь с требованием вернуть то, что ей принадлежит. Смысл названия романа – напомнить нам, что время скоротечно.
 Однако если посмотреть описание «Жизни взаймы», мы почти наверняка увидим, что это история любви двух людей: гонщика и девушки, которая больна туберкулезом. Такое описание возмущает меня: в моем понимании этот роман нечто гораздо большее, чем просто история любви. Эта книга заключает в себе две жизни; жизни, описанные автором настолько полно и ярко, что даже после закрытия книги Лилиан и Клэрфе продолжают жить. Как можно утверждать, что это история только о любви? Если и так, то главным образом это история любви к жизни, а не двух людей друг к другу. Конечно, в романе присутствует любовь, но чувства, которые испытывают герои совершенно разные, они создают образ именно полной картины жизни. Бесспорно, Лилиан влюблена в Клэрфе, но гораздо больше она влюблена в жизнь.«-У вас такой счастливый вид! Вы влюблены?
-Да. В платье.- Очень разумно! - сказал Пестр. -Любовь без страха и без трудностей.
-Такой не бывает.- Нет, бывает. Это составная часть той единственной любви, которая вообще имеет , - любви к самому себе».
Да и что такое любовь, в понятии Ремарка? Любовь в его рассказах-это нечто необыкновенное, «взрыв чувств». Нечто настолько совершенное, что она не обременяется бытовыми проблемами, интригами, ревностью. Однако Клэрфе захотелось построить семейное счастье, нарушить законы любви в романах Ремарка и посмотреть, что из этого выйдет. Такой поворот событий явно не устраивал Лилиан, ведь каждая минута её жизни была ценным подарком, у неё не было времени на «подобного рода эксперименты».
«Он стремится привязать меня к себе и запереть, - думала Лилиан, - и с гордостью называет это браком, заботой, любовью. Он никак не хочет понять, что чувства, которыми он гордится, отталкивают меня».
Любовь Ремарка - чувство слишком светлое, чтобы существовать долгое время: большинству своим героям он,конечно, дает возможность любить, но затем приводит их к смерти.
«У меня нет будущего, — думала она. — Не иметь будущего — это почти то же, что не подчиняться земным законам». Она посмотрела на Клерфэ. «Этим мы с ним похожи, — думала она. — Все его будущее — от гонок до гонок».
Лилиан бежала от брака, и на этом закончилась, по моему мнению, их любовь. Однако автору это показалось недостаточным, и он закончил историю их отношений случайной смертью: на одной из гонок Клэрфе попал в аварию и не дожил до операции. Это была одна из тех случайностей, которые составляют течение самой жизни. Можно подумать, что, закончив любовь Лилиан и Клэрфе, автор в последние минуты её жизни  заставляет Лилиан полностью отдаться той единственной любви, которая имеет для неё значение-любви к жизни.
Жизнь и смерть, как правило, противопоставляются, но в этом романе они существуют как одно целое. Возможно, такой порядок вещей привычен для самого писателя, ведь он жил в годы войны, тогда, когда человек в борьбе со смертью начинал ценить жизнь. Во всяком случае, Лилиан понимает ценность жизни. Ирония в романе заключается в том, что умирающие люди, которые живут в санатории, понимают жизнь больше, проживают её полнее, чем нормальные, здоровые люди. Когда Лилиан встречается со здоровыми людьми, она мыслит так:«У меня такое чувство, будто я оказалась среди людей, которые собираются жить вечно. Во всяком случае, они так себя ведут. Их настолько занимают деньги, что они забыли о жизни».
Лилиан трепещет перед жизнью, но она также трепещет перед смертью. Требуя уважительного отношения к жизням людей, она требует такого же отношения к смерти. И к смерти, и к жизни она относится как к чему-то великому. Я не удивлюсь, если узнаю, что Лилиан, умирающая Лилиан, постигла тайну и того, и другого, тайну, недоступную нашему пониманию. Когда её болезнь начинает прогрессировать, Лилиан говорит такую фразу:
«Я думаю о том, — сказала Лилиан медленно, — что все на свете содержит в себе свою противоположность; ничто не может существовать без своей противоположности, как свет без тени, как правда без лжи, как иллюзия без реальности, — все эти понятия не только связаны друг с другом, но и неотделимы друг от друга…
— Как жизнь и смерть?
— Да, да, Борис, как жизнь и смерть».
Человеку свойственно задумываться о смерти, но этот роман проводит почти осязаемую связь между жизнью и смертью. Жизнь и смерть в романе не могут существовать отдельно друг от друга, здесь это не противоположные понятия. Показывая или намекая на смерть в каждой главе, Ремарк указывает нам на ценность жизни.
 Я перечитываю «Жизнь взаймы» каждую весну, чтобы не забывать о ценности жизни.
Ценность и скоротечность жизни…
После прочтения «Жизни взаймы» Ремарка мы должны усвоить урок: наша жизнь есть главная ценность, мы должны наслаждаться ей в полной мере, поступать так, как считаем нужным мы, а не другие люди. Все эти человеческие проблемы становятся слишком мелочными перед миром, который существует в нас самих, перед великими законами жизни и смерти.
Роман заставил меня задуматься о том, что я хочу сделать за этот короткий момент моего существования, выделить главные ценности. Возможно, мой ответ прозвучит немного непредсказуемо: я хочу изучать мир, процессы, происходящие во вселенной, в частности физические явления. Любопытство к жизни, которое так стремился привить своим читателям Ремарк, проявилось во мне немного не в том направлении. Безусловно, жизнь одного индивида интересна, но меня больше привлекли огромные масштабы вселенной. За тот период существования, которое время одолжило мне, я хочу идти к этой цели. Теперь это желание, похожее на одержимость, составляет смысл моего существования, а эта книга стала частью меня.
Время уже дало мне жизнь взаймы, сейчас главное - уложиться в срок.
  
Участник № 30
Книги, которые нас выбирают
Одна из первых книг, прочитанных мной, была трилогия «Властелин Колец» Дж. Р.Р. Толкиена. Я до сих пор перечитываю эти книги, смотрю фильмы, снятые по ним, и каждый раз замечаю что-то, что упустила в предыдущий раз. «Властелин Колец» мне нравится тем, что никакого счастливого конца в нём, если подумать, нет. Многие хорошие, понравившиеся мне персонажи, убиты, например, Боромир, и вообще победа в войне далась героям тяжело. Писатель придумал свой мир так, что иногда всерьёз задумываешься : «А не бывал ли он там на самом деле?». Я никогда не смогу писать так. Мои вселенные несовершенны и чаще всего напоминают уже известное произведение, и едва ли что-нибудь когда-нибудь изменится.
Меня «Властелин Колец» научил жертвовать чем-то ради другого человека. Когда нужно это сделать, я просто  задумываюсь о том, что на самом деле что-то, что нужно отдать, не так важно для меня, как для нуждающегося в этом человека. И что я могу обойтись, у меня есть нечто похожее. А у него нет.
Когда моя мама ездила на семинар в Хабаровск, она привезла мне книгу. Для меня это лучший подарок, купив который, ты никогда не ошибёшься. Её можно подарить как на праздник, так и просто без повода. Книга, которую привезла мама, называлась «Котаун». Её автор – Эссво Вайккт – имеет русские и скандинавские корни, и благодаря ему произошло моё первое знакомство с жанром антиутопия. И я влюбилась. Книга на первый взгляд кажется совершенно детской, но первое впечатление обманчиво. Вы без ума от кошек? Отлично! Вы ненавидите кошек? Прекрасно! «Котаун» понравится и тем, и другим. Эта Вселенная населена разумными кошками, которые точно так же, как мы, живут, работают, покупают машины и квартиры, смотрят телевизор и многое другое. Главный герой – кот Кастилий – неизлечимо болен, однако выясняется это только в конце. Он живёт, как и другие кошки, в городе Котауне, работает, у него есть дом и друг, который приходит к нему в гости. Котаун – город, в котором нет нищих, больных, сирот. Если его житель не работает, он получает так называемую «гарантированную помощь», которой хватает на всё необходимое. Со стороны всё кажется идеальным, но если не забросить книгу на середине, то выясняется, что если врачи («лечилы») не знают, как вылечить больного, то его просто ссылают за пределы города умирать в старый дом, где так же живут котята, которых вылечить не смогли, слепые, с уродствами и прочие, а если ты по каким-то причинам не нравишься «разрешалам», то есть правительству, тебя точно так же отправляют за город, где есть мусорные кучи и лес. И больше ничего. В книге упоминается кошка, которой предложили отдать свою слепую дочь в тот самый старый дом за городом, чтобы она своей слепотой не пугала других жителей и не нарушала стабильность. Но кошка поехала вместе с дочерью. И она была не одна такая.
Конец у книги мне нравится. Он не хороший и не плохой. И главное, после прочтения остаётся куча эмоций, как положительных, так и отрицательных, и поневоле начинаешь сравнивать Котаун с нашей страной и с миром в целом. И, надо сказать, находишь сходство. Отличия тоже есть, что не может не радовать. И я решила для себя, что обязательно попробую работать в этом жанре. Это, кстати, сложно. Потому что придумать идеальный мир легко. Сложно придумать его чёрную сердцевину, это чернильное пятно на том видном месте, на которое никто не смотрит, сложно продумать революцию, благодаря которой это пятно будет смыто, характер героев и их эмоции. При этом герои, мир, революция – всё это должно быть исключительно твоим. Иначе будет неинтересно.
- Мне тяжело, Лоисса. Тяжело всё это осознавать. Наш город выстроен на огромном кладбище, и никому до этого нет дела.
 - Вы здесь одна?
- Да нет, ещё пара таких же, как я, несчастных матерей. Немного нас… Продукты нам привозят из города. Редко сейчас… Можно было бы и почаще. Но это нерационально. Вы же понимаете. Хорошо, что кое-кто из помойных кошек нам помогает. Приносят еду, какую-то одежду. Тащат, что могут. Иногда это то же самое, что нам и без них привозят…
Ещё один замечательный писатель – Стивен Кинг. Я не могу похвастаться тем, что прочитала все его произведения, но одна довольно объёмная книга стоила того, чтобы я несла её в своём маленьком, но дорогом рюкзаке, молясь, чтобы он не порвался. Книга называется «Дьюма Ки». Дьюма Ки – остров, на который приезжает главный герой. Герой, что меня радует, не идеален. Он стар, ещё не вполне оправился от страшной травмы и разведён с женой. Героя зовут Эдгар. На острове он находит друзей – Джерома Уайрмана, который просит называть его по фамилии, и старуху с синдромом Альцгеймера-  Элизабет, за которой он присматривает. У Эдгара нет одной руки, но он становится известным художником, и его картины могут как убить (не нарисован рот у насильника, вследствие чего он задохнулся), так и спасти жизнь (заставить застрявшую в голове у Уайрмана пулю исчезнуть). На острове, как потом выясняется, обитает существо, которое и дарит Эдгару способность рисовать такие картины. Существо называется Персе. Мне так и не удалось разобраться, была ли это греческая богиня Персефона или же нет, но впечатления это не испортило. В конце умирают многие, в том числе и дочь главного героя, но это учит, что мы не можем предвидеть, что произойдёт, и не всегда в наших силах повлиять на происходящее. Когда Эдгар борется с Персе, я понимаю, насколько же человек может быть сильным. И совсем не в физическом плане. Что мы можем и обязаны преодолевать наши страхи, которые на самом деле совсем не такие пугающие, какими мы их себе придумали. Например, страшный Парковый Жокей способен только напугать, а Большой Мальчик – просто огромная жаба. А ещё я задумалась о том, на что же способно наше воображение, пусть даже без таких способностей, какими обладали Элизабет, Эдгар, Уайрман. Что, если мой бессмертный киборг, переживший Апокалипсис, когда-нибудь будет существовать на самом деле? И мой, по-русски бесстрашный Макс, когда-нибудь будет рассекать космос на своей «Чайке», а добрый, но строгий робот без имени победит нацистов?..
Я люблю книги, которые оставляют после себя хотя бы пару строк в памяти. Хотя бы только имена. Я люблю книги, от которых остаются эмоции. Таковы книги Дмитрия Емца. Его «Таня Гроттер» и «Мефодий Буслаев» насыщены шутками, впечатлениями и фразами, которые действительно запоминаются. Его персонажи, кажется, существуют на самом деле. Потому что из таких персонажей состоит наша жизнь. Жадный, но прожорливый Эдя Хаврон, дядя Мефодия – любой сосед, любой прохожий. Потому что таких вот Эдь, которые любят девушек и штангу, не любят работать, но любят жить хорошо, много в любом городе. Похожих на Зозо, мать Мефодия, женщин я встречаю часто. Зозо разведена, но очень хочет выйти замуж. Она не обременяет себя лишними знаниями, и вся её жизнь вертится вокруг журнала с анкетами мужчин, ищущих себе спутниц жизни.  Ванька Валякин из «Тани Гроттер» похож на одного дорогого мне человека. Он не прекрасный принц, но задумчив, рассудителен и не глуп, а ещё любит животных.
Дмитрий Емец не использует сложных философских рассуждений и заумных терминов. В его произведениях всё легко и на простом языке, а поэтому понятнее. От этого книга не становится детской или скучной. Вовсе нет. От этого она становится доступнее, и отлично подойдёт для тех, кто любит посмеяться. «Таня Гроттер» и «Мефодий Буслаев» показывают, что в каждом человеке в равном количестве заложены добро и зло, а уже нам решать, к чему склоняться. От решения Тани и Мефодия зависит судьба как мира магов, так и нашего. От наших решений зависит наше будущее.
Я люблю читать. Потому что мне нужно от чего-то оттолкнуться, где-то взять то недостающее, чтобы начать сочинять самой. Книги дают мне надежду. Книги отвлекают меня и не дают скучать, даже когда вокруг скучные школьные стены, а в руках у меня не настоящая книга, а всего лишь электронная, в телефоне. Читая, я учусь и надеюсь, что смогу писать так, чтобы меня запомнили.
Я люблю сочинять. Потому что для своих персонажей я  - Бог. Я создала киборга по имени Венц, я подарила ему бессмертное тело и способность запоминать бесконечное количество информации. Я помогла ему пережить конец света и победить Машину. Я создала детей Люцифера, наделив каждого уникальным характером и уникальной историей. Каждый из них обязательно оказывается в такой ситуации, когда нужно сделать выбор. Я создала бесстрашного, немного циничного, но весёлого Макса, который путешествует в компании своего друга с планеты Кассандра и недоразвитого умственно, но очень доброго и, несмотря ни на что, весёлого Золя. И я пишу их судьбы. Я решаю, соберёт ли Венц свой двигатель, победят ли армии Ада и Рая Хаос или же так и продолжат ругаться между собой, выберется ли Макс из своей скорлупы или нет. Быть Богом для всех не так легко. Если они умирают, я, бывает, чувствую себя зверем.

Я буду продолжать читать. Я буду выбирать книги, из которых я что-то возьму для себя. Книги, которые не забудутся, едва оказавшись на полке, а будут со мной долго, может быть, всю жизнь.


64 комментария:

  1. Скарлетт - мой кумир! Эссе замечательное, поэтому я голосую за номер 23

    ОтветитьУдалить
  2. Ответы
    1. Мой голос участнику под номером 21)))

      Удалить
  3. Участник 21!
    Очень искренне!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Я аж прослезился, очень красиво написано
    Участник 21

    ОтветитьУдалить
  5. Алексей Ленков11 марта 2016 г., 2:12

    Голосую за 21, своими мыслями автор напомнил мне меня и мою любимую книгу "Мастер и Маргарита" М.Булгакова. Молодец! Видно, что автор действительно прочувствовал произведение и задумался. Правда очень искренно!

    ОтветитьУдалить
  6. За душу берет.
    Участник 21,даю тебе 10 баллов из 10

    ОтветитьУдалить
  7. Есесьно участник 21, это гениально!

    ОтветитьУдалить
  8. 21 участник,ван лав)

    ОтветитьУдалить
  9. Написано от души. Участнику №21 ПЯТЬ баллов.ДЕСЯТЬ баллов в уме!!! ЦАРЬ.

    ОтветитьУдалить
  10. я двумя руками за участника 21, классно написано

    ОтветитьУдалить
  11. Конечно участник № 21!!! Здорово, что кто-то не просто читает Пауло, но и испытывает такие эмоции, ЗДОРОВО!!!!

    ОтветитьУдалить
  12. Мнение автора об этом прекрасном произведении очень схоже с моими ощущениями, когда-то испытанными после прочтения. И всегда вспоминаешь о Скарлет, когда усталая говоришь самой себе:"Об этом я подумаюзавтра!"
    Я отдаю голос участнику 23

    ОтветитьУдалить
  13. участник № 21 просто суперр!

    ОтветитьУдалить
  14. Уважаемый электорат, позвольте пару соображений. Во-первых, хочу вступиться за номер 22, который, кажется, в комментариях не прозвучал. А во-вторых, похоже, выбор № 21 и 23 напрямую связан с вашими симпатиями по отношению к Коэльо и Маргарет Митчелл. А, точнее, к Веронике и Скарлетт!
    А вы читали Маркеса? В 22-м речь о нем, о его великой книге, и достаточно глубоко, с пониманием текста. Напомню, что я не голосую, не имею права, я лишь обращаю ваше внимание на обойденных авторов. Если сравнивать писательский уровень, Маркес в этом ряду океан, а Митчелл и Коэльо – реки. Задумались? Будет время, прочтите в этом блоге пост “Жить, чтобы рассказывать о жизни”. Вверху слева поисковое окошко.

    22 – спасибо!

    ОтветитьУдалить
  15. Как организатор этого конкурса я тоже не оцениваю, но слежу за рейтингом, который набирают работы. И вот над каким вопросом задумалась. В 3й части, например, лидирует эссе 21. Его главная тема - осознание ценности человеческой жизни после прочтения книги. В эссе 21 такой книгой стала "Вероника решает умереть"Коэльо. Но по сути о той же теме пишут авторы эссе № 2 (книга "Последний единорог" Бигля), №10 ("Прощай, оружие!" Хемингуэя ), эссе № 14 ("P.S.Я люблю тебя" Ахерн), № 17 ("Пока я жива" Даунхэм), № 29 ("Жизнь взаймы" Ремарка). И работы об этих книгах написаны ярко, образно. Почему же предпочтения отданы 1 эссе на ту же тему? Может быть, многие читали Коэльо, а вот с книгами других авторов пока дела не имели? а может - причины в другом? Что вы думаете, наши читатели?

    ОтветитьУдалить
  16. Все работы по своему интересны!

    ОтветитьУдалить
  17. кому что ближе тот и оценивает эту книгу, я за №21

    ОтветитьУдалить
  18. Я голосую за участника №23.

    ОтветитьУдалить
  19. Мне понравилось сочинение под номером 29, о книге Э.М. Ремарка "Жизнь взаймы"

    ОтветитьУдалить
  20. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  21. Дорогие наши читатели! А вы можете написать хотя бы несколько слов за что вам понравилась та или иная работа? Ведь автору важно знать, что в его тексте нравится людям!

    ОтветитьУдалить
  22. Все эссе по-своему хороши. Радует, что нынешняя молодёжь читает не только развлекательную литературу, "одноразовые книги" и прочее. Мне в своё время в трудном подростковом возрасте помогла книга Маргарет Митчелл "Унесённые ветром". Читая, я испытывала те же чувства, что описал автор эссе. Скарлетт - мой идеал, чем-то напоминающий египетскую Клеопатру. Эссе написано грамотно, оно читаемо и оставляет напоследок некоторые мысли на размышление. Поэтому я голосую за номер 23.
    В комментариях говорилось о том, что читатели голосуют не за само эссе, а на их выбор влияют личные симпатии к героям книги. Но ведь правильно подобранная актуальная тема - это одна из составляющих успеха, коей является и грамотность, безусловно.

    ОтветитьУдалить
  23. Здесь представлено очень много достойных работ. Но как я считаю, что "книга, которая выбрала тебя", не просто завораживает, она может и повлиять на твои взгляды, мироощущение. Данный момент я увидела у сочинения 29. Автор не только раскрывает смысл названия и главную тему, но и то, как книга повлияла на сознание, на увлечения.

    ОтветитьУдалить
  24. Я согласна,что если книга "выбрала" нас, то она оказывает влияние на нашу жизнь. Замысел конкурса - в этом: автор делится с читателем тем, как именно, почему книга выбрала и как этот выбор повлиял на судьбу автора эссе

    ОтветитьУдалить
  25. Участник 21. Эта книга перевернула мое сознание!

    ОтветитьУдалить
  26. Участник 21!
    Удивительно, но эта книга тоже выбрала меня!!!

    ОтветитьУдалить
  27. 21!!! Без комментариев!!!

    ОтветитьУдалить
  28. Участник 21! Хорошо написано!!!

    ОтветитьУдалить
  29. Очень интересно написано!
    Участник 21 однозначно!!!

    ОтветитьУдалить