Популярные сообщения

суббота, 1 августа 2015 г.

Вокруг балета

– обозначили бы тему сегодняшнего поста в программе “Своя игра/Jeopardy”. Так случилось, что в течение недели я посмотрела три спектакля в двух лучших оперных театрах мира: миланском Ла Скала и Мариинском в Санкт-Петербурге. В столь спрессованный отрезок времени впечатления становятся особенно яркими и отчетливыми, а сравнения неизбежными.

La Scalla

Мариинка-2 

“Эксельсиор” во многом разрушает стереотип представления о балете как хореографической сказке. По сути, зрителю предлагается история цивилизации, которая удивляет появлением на сцене пароходов, изобретателей электричества, строителей Суэцкого канала. Подробное либретто можно свести к фразе: борьба прогресса и невежества путем демонстрации достижений человеческого разума. Прогресс воплощается символическими героями по имени Свет, Слава, Изобретение, которым противостоит Обскурантизм – то самое зло, что препятствует торжеству науки. Ему, кстати, отданы наиболее эффектные хореографические партии.
В свою очередь, “Корсар” являет публике чудную балетную классику с лирической историей любви, восточной экзотикой и грандиозными па-де-де главных героев. Те, кто читал поэму Байрона, согласятся, что она служит превосходным источником для либретто. Пластика развивает ее романтический сюжет с переодеваниями в дервишей и прекрасными наложницами Сеид-паши. Представляете, каким живописным местом для дивертисмента может стать невольничий рынок или пещера корсаров?
Вот здесь надо уточнить: “Корсар” смотрела в просторной Мариинке-2, а “Эксельсиор” в единственном зале La Scalla, сохраняющим, как, впрочем, и старая сцена Мариинского театра, атмосферу культурной Мекки. Новая сцена Мариинки в мраморе и кристаллах Сваровски полна света и воздуха, здесь есть уютный амфитеатр для камерных представлений, и в целом, развитие театра, безусловно, заслуживает оваций.




Но есть нечто, что не под силу лучшим дизайнерам и уникальным технологиям. У исторического театра есть душа, как у намоленного храма, взращенная на протяжении многих поколений. Ее сложно описать, но прочувствуешь непременно. Классическая отделка в бархате и золоте, на мой взгляд, лучше настраивает на восприятие спектакля. А пластиковое подобие занавеса не идет ни в какое сравнение с бархатной кулисой, из-за которой солисты выходят на поклон.








В таких театрах существует рекомендуемый, но не обязательный дресс-код. В Ла Скала я заметила всего несколько зрителей в стиле casual, видимо, туристов, которые не планировали это посещение. Там не звучит перед спектаклем просьба выключить мобильные телефоны, зато спинки кресел снабжены мониторами, где даются некие инструкции, и транслируется текст оперы в переводе с итальянского. И даже билетеры с работниками кафе носят импозантную униформу.  


На такие размышления навеяли эти три увлекательных и неоднозначных спектакля. Это мое видение, готова выслушать возражения и протесты, и, конечно, рассказы об увиденном!

3 комментария:

  1. Любопытно, наверное , было посмотреть “Excelsior” в канун открытия нового Суэцкого канала? Глубинная философия самого названия, слова ныне используемого лишь в архаичном английском, да в рыночной конъюнктуре отелей.
    Скажем прямо: приходится сравнивать не спектакли , а как минимум, «Мариинку» и «Ла Скалу». В 2008 году Махар Вазиев, 15 лет возглавлявший балетную труппу «Мариинки» уехал в «Ла Скалу». Сегодня мы вынуждены сравнивать простенький «Корсар» с его же балетом “Excelsior”, Гимном Человечеству- национальным достижением Италии . Так изменился и балет в России. Шедевры создают Личности, не стены.
    А, новая сцена «Мариинки»-скорее китч, чем искусство.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я бы не была столь категорична. Речь, повторю, о новой сцене Мариинки. Мариинка-1 бережно хранит традиции, там сами стены дышат историей, как в Ла Скалла, Венской опере или Опера Гарньер.
      И Корсар отнюдь не 'простенький'. Хореографическая версия байроновской поэмы редуцировала родь Сеид-паши до комического сластолюбца. Зато добавила персонаж с выишрышными партиями - друг Конрада Али. Балет прекрасный, по стилистике напоминает Бахчисарайский фонтан. Что до Эксельсиора, вресатление о нем неоднозначное. Уж очень смелый микс аллегории и приземленной натуры. Наши критики, кстати, его нещадно обругали.
      Вот еще что неприятно отозвалось: там в финале, когда свет прогресса торжествует победу над тьмой невежества, выходят дети с надписью pax и несут флаги стран мира. Вплоть до Новой Зеландии. Кроме флага России.

      Удалить
  2. Hello.

      It is my joy to share your wonderful work.
      And sweet message charms my heart.

      I pray for your happiness and world peace.
      Thank you World-wide LOVE, and your Support.

    Have a good weekend. From Japan, ruma❃

    ОтветитьУдалить